Маски древних красавиц

Сокращенное название:  Chuan /川/ или Shu /蜀/

Столица:  Чэнду

Площадь:  приблизительно 480 000 кв. км

Население:  84.74 млн. человек

Расположение:  в юго-западной части Китая, в верхних притоках р. Янцзы

Часто люди Сычуань называют благословенной землей. Высота местности изменяется с запада на восток. Провинция географически делится на две части – Западное плато и Сычуаньская котловина. Западное плато является частью Тибетского нагорья. Его средняя высота более 4000 м. Плоскогорья и равнины преобладают в Сычуньской котловине. Основной рекой является Янцзы вместе со своими притоками. Климат в восточной части провинции субтропический или муссонный, а в западной – субтропический или высотный. 

Сычуань – третья по количеству населения провинция Китая. Больше заселены только Хэнань (92.56 млн.) и Шаньдун (90.79 млн.). За богатые природные ресурсы и красивые пейзажи Сычуань называют в Китае раем. 

В провинции, благодаря природным условиям, очень развито с/х. Это самая известная в Китая территория, где производят с/х продукцию на продажу. С/х продукция отличается многообразием. Основные культуры – подсолнечник, хлопок, арахис, кунжут и сахарный тростник. Среди фруктов самый большой урожай снимается с цитрусовых. В провинции также развита и промышленность: сталелитейная, угледобыча, электроника, нефтехимия, электроэнергетика, машиностроение, стройматериалы, пищевая и пивоваренье. Также территория богата запасами природного газа. Здесь находится важнейшая база его добычи в Китае. Запасы железа составляют 13% от обще-китайских. Кроме того, территория обладает богатой флорой и фауной. Около половины видов животных и растений, проживающих в Китае, можно обнаружить в провинции Сычуань. Это также родина национального китайского достояния – Гигантской Панды. 

ЮНЕСКО занесло Цзючжайгоу, национальный парк Желтого Дракона, горы Эмэйшань, Гигантского Будду в Лэшане и горы Цинчэншань в список всемирного наследия в 1992, 1996 и 2000 годах, соответственно. 

В провинции насчитывается 42 вуза. Сотни научно-исследовательских институтов и 1.1 млн. ученых и технологов. Сычуань богата туристическими достопримечательностями. Более 850 панд (что составляет 85 % от всех особей этого редкого животного в мире) обитает в провинции. В Сычуани находится 8 национальных парков и 40 заповедников. 

Янцзы (6,300 км), третья по протяженности река в мире, течет с запада на восток провинции. 

Здесь также находится Сичанский центр по запуску спутников. 

Гигантская Панда  /熊猫/ 

С 1963 года, когда в Пекинском зоопарке родился в неволе первый детеныш, таким же образом в Китае появилось еще 100 гигантских панд. К 2003 году процент выживших детенышей в провинции Сычуань увеличился с 30 до 90. В 2002 году китайским ученым удалось клонировать ген полового гормона гигантской панды, что должно увеличить уровень рождения панд. Помимо этого, ученые проводят программы по защите панд, проживающих в дикой природе. В более 40 заповедных зонах провинции Сычуань и севера-запада Шэньси и Ганьсу обитает около 1000 особей. Общая площадь охраняемой территории составляет 16,200 кв. км. Меры правительства по защите окружающей среды благоприятно сказались на увеличении количества панд. Чтобы связать отдельные участки искусственного леса и помочь пандам, проживающим на разных территориях, контактировать друг с другом, было создано около 20 биологических коридоров. Это должно увеличить возможности для рождения панд. Первые законы по охране панд были приняты в 1957 году, с тех пор браконьерство и охота на них считается в Китае незаконной. Центр по защите гигантских панд создает все условия, что подготовить панд к возвращению в дикий мир. 

Чтобы сохранить ценных животных, Министерство лесного хозяйства начало строительство 17-ти «биологических коридоров», соединяющих заповедные зоны. Это является частью программы охраны гигантской панды и мест ее обитания. Всего лишь около 1000 панд все еще проживают в дикой природе на обширной территории Сычуани, Шэньси и Ганьсу. Они были разделены на отдельные группы, состоящие от нескольких до 100 особей. Биологические коридоры проходят по лесу, их ширина около 2 км, огибая дороги и населенные пункты. Проект охраны гигантских панд был ратифицирован в 1993 году. С этого момента было улучшены условия 13 старых заповедников и создано 14 новых. Работы были завершены в 2003 году. 

В рамках длительной программы сотрудничества Китая и США, ежегодно ассоциация зоопарков США будет вкладывать 1.2 млн. долларов США на создания природных зон и биологических коридоров для панд. В ответ, зоопарк г. Сан-Диего получил право проводить исследования над двумя китайскими пандами. Эксперты считают, что международное сотрудничество поможет достичь заметных результатов в исследования размножения панд в неволе. В настоящее время в центре размножения гигантских панд в национальном парке Улун находятся 20 диких представителя этого вида. Их уже невозможно вернуть в дикую природу, так как они отвыкли добывать пищу самостоятельно. В природе редко встретишь детеныша панды. Катастрофа, вызвавшая уменьшение панд, произошла в 80-е годы, когда стало сокращаться количество ростков бамбука (основной пищи панд). Таким образом, был сделан первый шаг к вымиранию вида. 

Профессор Пань Вэньши был приглашен для проведения научного исследования гигантских панд и белоголовых обезьян в дикой среде. Он известен своими работами по области экологии и охраны окружающей среды. Он был также удостоен награды Пола Джэтти (наиболее ценная из вручаемых Всемирным Фондом Дикой Природы). Командой профессора Паня панды были снабжены радио-ошейниками, что необходимо для получения информации о периодах активности, сезонных миграциях, особенностях питания и размножения. Также проводились выездные экспедиции для изучения поведения животных на месте. По мнению профессора, сокращение популяции вызвано деятельностью человека. Его теория перекликается с работами Чжан Хэминя, главы центра охраны гигантских панд в Улуне, и исследователя панд, Чжан Гуйцюаня. Они также считают, что вмешательство человека в мир дикой природы – это основная причина вымирания гигантских панд. 

Гигантская панда похожа на медведя. Эти забавные животные белого цвета, за исключением черных лап и пятен вокруг ушей и глаз. Зоологические исследования доказали, что панды появились 600 000-700 000 лет назад. Гигантские панды обитают во влажных и густых зарослях бамбука в горных районах, на высоте от 2000 до 4000 м. Они не привыкли жить в экстремальных климатических условиях. Свои берлоги они устраивают в дуплах деревьев и горных пещерах. Их сейчас часто используют как символ дружбы между Китаем и другими странами. Панды были подарены КНДР, Японии, США, Британии, Германии, Испании, Мексике и другим государствам. 

Чэнду  /成都市/ 

Чэнду также называют парчовым городом или городом гибискуса. Раскопки руин Саньсиндуя и Цзиньша доказали, что более 3000 лет назад Чэнду уже был политическим и культурным центром. Больше чем 2500 лет назад он стал столицей царства Шу (период весны и осени, 770-476 гг. до н.э.). С того времени, он побывал столицей 6 царств. 

В 256 году до н.э. в Сычуани было построена система ирригации Дуцзянъянь. Благодаря проекту, в Чэнду забыли, что такое засухи и наводнения. И равнина стала самой плодородной областью Китая. В течение двух тысячелетий его называли не иначе, как «благословенная земля». 

Город расположен между 30.05 и 31.26 градусами северной широты, 102.54 и 104.53 градусами восточной долготы. Климат здесь субтропический. Среднегодовая температура в Чэнду – 15.5 С, а средний уровень выпадения осадков – 997 мм. Высота изменяется с северо-запада на юго-восток. Горы и холмы составляют около 30 % от общей территории. Средняя высота – 500 м. Самая высокая точка находится на отметке 5,364 м, а низшая – 387 м. Более 40 рек с общим объемом воды в 26.4 млрд. куб. м протекают через город. Среди них – реки Миньцзян и Тоцзян. 

Чэнду с 1982 года входит в список 24 знаменитых исторических и культурных городов Китая. В городе на площади 11,936 кв. км находятся 7 районов, 4 города-спутника и 8 уездов, проживает 10.04 млн. человек. В восточной части города располагается промышленная зона. На юге – исследовательские и образовательные учреждения, среди которых главные вузы, научно-исследовательские институты и зона развития высоких технологий. Западная часть – это область торговли и развлечений, а деловая часть города является политическим, культурным и финансовым центром. 

Чэнду является важнейшим промышленным центром на Юго-западе Китая. Основные производства включают электронику, машиностроение, металлургию, химическую, текстильную и пищевую промышленности. Здесь располагается центр развития высокотехнологичный индустрий: информатики, биологической фармакологии, создания новых материалов и технологий защиты окружающей среды. 

Сычуань славится своей вышивкой «шу»: наравне с «сян» (Хэнань), «юэ» (Гуандун) и «су» (Сучжоу). 

Международный аэропорт Шуанлю г. Чэнду – один из шести крупнейших в Китае. Он связан более 260 авиамаршрутами со всей страной и всем миром. За последние десятилетия была сформирована сеть автомагистралей, железных дорог и авиалиний, связывающих Чэнду со всей страной. Ж/д направления из Чэнду ведут в Куньмин, Баоцзи, Чунцин и Дасянь. Строительство ж/д сообщения Наньнин-Куньмин связало Чэнду с морскими портами южного Китая. 

Чэнду – это знаменитый туристический центр. Вокруг него находится множество заповедников и национальных парков. 

Дом Ду Фу  /杜甫草堂/ 

Дом Ду Фу расположен в западном предместье Чэнду. Ду Фу (712-770), один из величайших поэтов эпохи Тан, родился в семье чиновника в уезде Гунсянь, провинция Хэнань. С детства он увлекался наукой. В молодости он много путешествовал по Китаю и, в конце концов, поселился в Чанъане (современном Сиане), столице династии Тан в то время. В 759 году бедность и неудачи вынудили 47-летненго поэта переехать из Чанъаня в окрестности Чэнду. Из 1400 сохранившихся стихотворений, 240 были написаны за 4 года жизни в этом скромном доме. Во времена Ду Фу династия Тан уже была в упадке. Общественные волнения заставляли его страдать, но это помогло ему глубже понять то время. Его многочисленные произведения отображают страдания людей и его взгляды на происходящее. Однажды ночью ураган сорвал тростниковую крышу его дома. Это заставило его задуматься о тысячах несчастных, у которых, как и у него, нет крыши над головой. В своих стихах он пожелал, чтобы у каждого был дом. Глубокий социальный контекст и высокий художественный уровень поэзии Ду Фу ставят его в ряд величайшими поэтами эпохи Тан. 

В доме установлена статуя поэта с человеческий рост. Он задумчиво теребит свою бороду. Пройдя по маленькому мостику и поднявшись по лестнице, можно оказаться в мемориале Ду Фу. Здесь выставлены стелы, каменные таблички и глиняные скульптуры поэта, сделанные до 14 века. В задней части дома можно увидеть 150 копий различных изданий его поэм, среди них есть и тексты, отпечатанные при помощи деревянные блоков, и рукописные, а также издания после становления КНР и переводы на английский, французский, русский, японский и еще 11 иностранных языков. Также посетители могут ознакомиться с 2700 биографиями, буклетами и записками об его жизни. Более тысячи книг и картин хранится в доме Ду Фу. Он вошел не только в китайскую, но и мировую литературу. 

Сейчас дом окружают 20 гектаров сада, где растут более 30 видов слив. Цветы в саду цветут круглый год, наполняя воздух благоуханием. 

Музей дома Ду Фу  /杜甫草堂博物馆/ 

Музей дома Ду Фу – это настоящее национальное сокровище. Он построен в честь одного из величайших поэтов Китая. Также здесь можно отлично отдохнуть. Площадь составляет 16 га. Музей утопает среди цветов. Даже холодной зимой вечнозеленые бамбуки напоминают о весне. В настоящее время все внимания общества и ученых нацелено на археологическое открытие. 4 октября 2001 14 рабочих, ремонтируя канализационные трубы вблизи входа в музей, обнаружили шахту. Считается, что ее использовали во времена Тан. В последующие недели работниками музея было извлечено из-под земли 30 керамических предметов и фрагментов построек эпохи Тан. После этого за работу принялись археологи из Института культурных ценностей и археологии г. Чэнду, которые обнаружили огромное количество керамической посуды танского периода. Из них 106 предметов оказались неповрежденные: пиалы, тазы, кувшины и вазы, чашки, шахматные фигуры, черепица, кирпичи, а также железные, медные и каменные предметы. Черепица и кирпичи украшены изображением животных и цветов, а на некоторых керамических предметах есть иероглифы. Практически на дне шахты археологи обнаружили лакированные изделия. На одном из них – ярко-красные иероглифы, размер которых около 1.5 кв. см. Большинство извлеченных предметов пополнили коллекцию музея. Хотя история Чэнду насчитывает более 2500 лет, но обнаружение бытовых предметов эпохи Тан, все равно, достаточно редки. Кроме того, археологами был раскопан каменный пьедестал, весом 1.5 тонн. Его длина достигает 1 м, ширина – 60 см, а высота – 80 см. он относится к эпохе Мин. Ножка от фарфоровой горелки для ладана тоже заинтересовала специалистов, потому что изображение человеческого лица на ней очень сильно напоминает бронзовую человеческую маску, раскопанную в Саньсиндуе, что в 40 км от Чэнду. Археологи пришли к выводу, что различные эпохи оставили следы своего существования возле музея. В самом низу захоронены предметы эпохи Тан, а сверху расположились реликвии династий Мин и Цин. К счастью, только некоторые предметы повредились, что говорит о том, как люди в различные династии старались сохранить дом Ду Фу. 

Храм Чжугэ Ляна  /武侯祠/ 

Храм Чжугэ Ляна расположен в южном пригороде Чэнду. Территория храма охватывает 37 000 кв. м. Храм окружен красными стенами, а на постройки бросают тень старые кипарисы. Он построен в типичном стиле для древнекитайской архитектуры. Храм возведен в честь Чжугэ Лян (181-234), известного китайского государственного деятеля и стратега 3-го века. Он был олицетворением мудрости в китайских легендах. В должности премьер-министра государства Шу (221-263) он способствовал объединению Юго-запада Китая и развитию экономики и культуры. Здесь также находится могила Лю Бэя (161-223, правил 221-223 гг.), первого правителя царства Шу. Посетители могут увидеть не только статуи Лю Бэя и Чжугэ Ляна, но и тысячи стел, деревянные таблички над дверьми, угольные жаровни, бронзовые треножники, колокола и барабан, который использовал Чжугэ Лян в боях. Все это необходимо для изучения истории царства Шу. 

Парк вокруг башни Ванцзян  /望江楼公园/ 

На востоке от храма Чжэгэ Ляна и недалеко от студенческого городка Сычуаньского университета расположен парк, площадью 12 га. Поэтесса династии Тан, Сюэ Тао жила здесь и написала свою известную поэму. 

Тропинка, по краям которой растут зеленые бамбуки, ведет прямо к древней башне. Здесь можно встретить различные виды бамбука и цветов. Среди бамбуков, кроме столь ценных видов, растущих в Сычуани, встречаются экземпляры и из Южного Китая, и Японии. Некоторых из них обладают пышной листвой, другие имеют узлы на основании, а у третьих прямые узкие листья, похожие на хвост легендарного феникса. Солнечные лучи, просачиваясь сквозь листву, кажется светло-зелеными. 

Мавзолей Юнлин (могила Ван Цзяня)  /永陵/ 

Мавзолей Юнлин расположен возле Саньдунцяо, в восточном предместье Чэнду. Здесь захоронен Ван Цзянь (847-918, правил 907-918 гг.), основатель царства Шу (907-925) эпохи 5 династий и 10 царств (907-960). Он родился в Хэнане, где прожил большую часть своей жизни в последние годы династии Тан. В то время власть двора ослабла, поэтому военачальники боролись за контроль над государством. В молодости Ван Цзян занимался надзором за скотобойней, перевозкой соли и торговлей. К концу правления династии Тан он вступил в танскую армию и за несколько лет достиг ранга главнокомандующего. В 903 году танский двор удостоил его титула князь царства Шу. После падения Тан в 907 году Китай распался на множество маленьких государств. На Севере было 5 династий, а на Юге 10 царств. В 907 году Ван Цзян основал свое государство в Сычуани. В течение 11 лет его правления Шу было одно из сильнейших и богатейших царств на Юго-западе. После смерти он был похоронен в Чэнду. Обычно мавзолеи для правителей строили глубоко под землей, но могила Ван Цзяня является исключением из-за грунтовых вод под Чэнду. Если мавзолей построить глубоко в земле, то тело может быстро сгнить. Мавзолей Ван Цзяня, один из немногих в Китае, был построен на поверхности земли. При строительстве, сначала рабочие соорудили из больших камней гробницу, а затем засыпали ее тоннами земли. С момента постройки прошло более 1000 лет. Множество землетрясений произошла за это время, но гробница выдержала под массой земли и не обрушилась. Когда в 50-е годы мавзолей посетил известный китайский архитектор Лян Сычэн (1901-1972), он был восхищен его конструкцией. При входе в мавзолей посетителей встречал ряд каменных статуй подчиненных Ван Цзяня, гражданских чиновников и генералов. Сверху мавзолей похож на огромный курган. Его высота 15 м, а диаметр – 90 м. Внутри мавзолея находится гробница, 30.5 м по диагонали, 6 м в ширину и 20 м в высоту. Гробница состоит из трех частей: огромной каменной платформы, каменного сосуда и статуи правителя. В центре гробницы расположена платформа. Гроб Ван Цзяня установлен на платформе. Когда в 1942 году гробница была вскрыта, то не обнаружили ни одной косточки, только нашли остатки дерева и железные кольца. В конце гробницы восседает 86-сантиметровая статуя Ван Цзяня. Между платформой и статуей находится сосуд, в котором хранили масло для «вечной лампы». Лампа хотя и не горела вечно, но израсходовала весь кислород в помещении, тем самым спасла гробницу от скорого разложения. С двух сторон платформы выполнены барельефы, изображающие двух танцовщиц и 22 музыканта. Все они служили в придворном ансамбле. 22 музыканта играют на различных инструментах: флейтах, цитре, барабане и раковинах. Очевидно, что музыканты и танцовщицы одеты в костюмы эпохи Тан. Ван Цзянь был поклонником музыки. По оценкам археологов, это наиболее ценные изображения придворных музыкантов династии Тан. Они бесценны для изучения скульптуры и музыки, структуре придворного ансамбля и костюмов танцовщиц. Гробница была разграблена вскоре после того, как северное царство уничтожило Шу. Но все-таки во время раскопок было обнаружено около 400 предметов из серебра, яшмы, меди и железа. Наиболее ценной считается яшмовая печать князя. Она, одна из двух обнаруженных в Китае, предназначалась для использования правителем в потустороннем мире. Вторую печать нашли в гробнице минского императора Ваньли (1573-1620), в Пекине. Копия печати, а также другие находки можно осмотреть в выставочном зале мавзолея. Находки эпохи 5 династий и 10 царств встречаются редко, так что мавзолей Ван Цзяня – настоящая сокровищница для изучения этого периода. 

Ирригационная система Дуцзянъянь  /都江堰水利枢纽工程/ 

Ирригационная система Дуцзянъянь в провинции Сычуань демонстрирует высочайший уровень развития науки и техники в Древнем Китае. Она стала вехой в мировой истории ирригации. Система Дуцзянъянь построена без плотины. Она до сих пор наполняет водой многочисленный каналы на площади 670 000 га в провинции Сычуань. Благодаря строительству ирригационной системы, еще в древности эти земли стали настоящей житницей Китая. 

В третьем веке китайский поэт, чтобы прославить богатство Сычуани, написал следующие строки: 

Здесь человек правит дождем и засухой, 

Здесь не знают голод, 

Неурожаи тоже незнакомы, 

В Поднебесной каждый знает, как плодородна эта земля! 

И сейчас в Китае Сычуань считается богатой землей. Но не каждому известно, почему. На самом деле, все благодаря строительству ирригационной системы Дуцзянъянь более 2200 лет назад. 

Дуцзянъянь находится в 55 км от Чэнду. Это старейшая в мире ирригационная система, которую используют и в настоящее время. В древности каждое лето река Миньцзян (приток р. Янцзы) топила земли Сычуаньской котловины. А зимой она покрывалась льдом. Поэтому управляющий Сычуани, Ли Бин, решил исправить существующее положение и начал строительство ирригационной системы в 256 году до н.э. Реку разделили по середине длинной насыпью. Внутреннюю часть стали использовать для ирригации. Вниз по течению, с одной стороны внутренней реки находится узкий пролив между двумя холмами. Его назвали каналом Драгоценной Пробки. По этому каналу вода из реки попадает в ирригационную сеть. Чуть выше канала извилисто бегут два канала, соединяющие с внешней частью реки. Это гарантирует, что во внутренней части воды будет достаточно даже во время сезона засухи. Во время наводнения лишняя вода возвращается в поток р. Миньцзян. Поток воды в канале уравновешивается при помощи запруды. Она изготовлена из бамбуковых клеток, заполненных камнями. Это и есть основной секрет Дуцзянъянь. Использованная технология является примером практичности и надежности. После завершения строительства, система обеспечила водой 160 000 га пахотной земли. Сейчас она обслуживает территорию в 670 000 га. Благодаря ирригационному проекту, Сычуаньская котловина уже более 2000 лет не знает, что такое засуха. Во всем мире система Дуцзянъянь признана одним из самых впечатляющих гидравлических инженерных проектов. А теперь эта одна из основных достопримечательностей Чэнду. 

Администрация города вложило более 200 млн. юаней (24 млн. долларов США) на улучшение окружающей среды в районах гор Цинчэншань и ирригационной системы Дуцзянъянь. Было снесено 280 000 кв. м построек, были перемещены фабрики, школы, отели и 1097 жилых зданий, чтобы сохранить природную красоту этих мест. Специалисты ЮНЕСКО поддержали начинания китайских властей. В феврале 2000 года. Профессор Лэс Молли, эксперт из ЮНЕСКО, назвал горы Цинчэншань одними из самых прекрасных в Азии. В последние годы было потрачено 300 млн. юаней (36 млн. долларов США) на реконструкцию города Дуцзянъянь: приведение в порядок и установление маски уличного освещения. Так что сейчас днем город украшают деревья и цветы, а ночью – множество фонарей. 

Природные пейзажи в окрестностях Чэнду разнообразны и удивительно красивы: чистые голубые реки и зеленые холмы. С трудом верится, что своей красотой и плодородьем эта земля обязана таланту и мастерству людей, живших здесь 2000 лет назад. Государственный чиновник династии Цинь Ли Бин с сыном спроектировал и организовал строительство огромной ирригационной системы на севере-западе от Чэнду. Им посмертно были присуждены княжеские титулы. А на горе, недалеко от гениальной водораздельной системы, до сих пор стоит храм Двух Князей. 

Четыре древних ирригационных проекта Китая 

/中国古代四大水利枢纽工程/ 

Четыре древние ирригационные системы, построенные в Китае, включают Дуцзянъянь в Сычуани, канал Лиин в Гуйлине, Гуанси-Чжуанский автономный район, Великий канал из Пекина в Ханчжоу и karez в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (система колодцев, позволяющая использовать подземные воды). 

Горы Цинчэншань  /青城山/ 

Недалеко от Чэнду находятся горы Цинчэншань. Это одно из мест, где зародился даосизм. Это единственная религия, для которой Китай является родиной. Горы все еще являются религиозным центром, где можно встретить множество даосских храмом и святынь. Появившись в горах Цинчэншань в 143 году до н.э., даосизм стал одной из основных религией в Юго-восточной Азии. Но для туристов это еще и отличное место для летнего отдыха. Путь до вершины (1600 м над уровнем моря) займет 4 часа. Горы Цинчэншань, в 16 км от города Дуцзянъянь, в древности называли «самым спокойным местом в Поднебесной». Ранней весной или летним утром горы окутаны туманом, из-за которого становятся влажными ступеньки к вершине. Темно-зеленный лес состоит из сосен, пихт и кипарисов. А тишину нарушает лишь щебет птиц, шум водопада и шаги туристов. Китайские отшельники и поэты еще в древности восхищались особым чувством спокойствия. Четыре знаменитые даосские горы Китая, помимо Цинчэншань, включают Лунхушань в Цзянси, Уданьшань в Хубей и Лаошань в Шаньдун. В 2000 году горы Цинчэнщань и ирригационная система Дуцзянъянь были внесены в список мирового наследия. 

Концепция Лао-Цзы «У Вэй»  /老子的“无为”观念/ 

Концепция Лао-Цзы «У Вэй» легла в основу философии даосизма. Если дословно перевести, «у вэй» значит «ничего не делать». Но истинное значение подразумевает значительно больше. В отдельности, китайский иероглиф «у» значит «не существует», но в комбинации с «вэй», он становится просто отрицанием. Перевести «вэй» проблематичнее. Сейчас обычно его переводят, как «намереваться», «ради». А вместе их лучше переводить, как «действовать без действия». «У Вэй» нельзя рассматривать как стремление и инертности или пассивности. На самом деле, в контексте управления, «у вэй» означает «оказывать минимум давления на индивидуума, тем самым, поощряя его самостоятельность». Цель применения даосизма в управлении – создать обстановку, которая обеспечивает ответственность индивидуума за выполнение, и таким образом, увеличивает эффективность и продуктивность. В середине 18 века французский врач и мыслитель Франчес Квинсни перевел «У Вэй» Лао-Цзы как концепцию невмешательства. Эта идея сильно вдохновила Адама Смита, который позже установил принципы свободной рыночной экономики. Под влиянием этих классических концепций, решая трудности и конфликты, люди стремятся к примирению. Конфликты просто не нужны. Эта четко отличается от западного стиля конфронтационного управления. 

Руины Цзиньша  /金沙遗址/ 

Также как руины Саньсиндуя, Цзиньша были обнаружены случайно. 8 февраля 2001 строители работали над возведением объекта в деревне Цзяньша. Неожиданно они нашли в земле изделия из слоновой кости и яшмы. Вскоре приехала полиция, и объект был закрыт. С тех пор археологами были извлечено из-под земли более 1000 изделий из золота, яшмы, бронзы, камня и около тонны из слоновой кости. Большинство раскопок насчитывает более 3000 лет. Многие из них сильно похожи на извлеченные в Саньсиндуе. К примеру, золотая маска и бронзовая фигурка человека сразу напоминают своим стилем бронзовые маски и статуи из руин Саньсиндуя. Орнамент на золотой ленте, раскопанной в Цзиньша, схож с оформлением золотого скипетра (символ княжеской власти в царстве Шу) из Саньсиндуя. Лента использовалась для украшения головы человека. В отличие от скипетра, на ленте есть изображение стрелы, пронзающей птицу. Орнамент ленты больше похож на символ некой этнической группы. Судя по размеру, лента, возможно, была головным убором князя Шу. Многие яшмовые изделия бесценны. Яшмовый квадрат с круглым отверстием внутри древние китайцы называли cong. Его высота 22 см. Под микроскопом заметно, что на нем вырезаны мельчайшие орнаменты. Яшмовый cong использовали в ритуалах жертвоприношения небу в Древнем Китае. Его форма отражает представления китайцев об устройстве Вселенной – небо круглое, а земля квадратная. В то время правители верили, что с помощью cong люди могут общаться с предками и богами. На самом деле, cong не была изготовлена в Сычуани. Попала она сюда из районов среднего и нижнего течения Янцзы. Самые ранние cong были обнаружены в Лянчжу, провинция Чжэцзян. Им более 7000 лет. Это подтвердило, что Сычуань имела больше торговых связей с внешним миром, чем считалось ранее. 

Сычуань расположена во впадине, поэтому в древности она было географически изолирована. Но благодаря находкам в Цзяньша, археологи убедились, что Сычуань торговала не только с жителями долин Хуанхэ и Янцзы, соседями из провинции Юньнань и Гуйчжоу, но даже с населением Северного Вьетнама. Через Сычуань проходил культурный и экономический обмен между территориями среднего и нижнего течения Хуанхэ с Юго-Восточной Азией. В Цзиньша было раскопано 170 каменный статуй людей, тигров, змей и черепах. Это древнейшие статуи, когда-либо раскопанные в Сычуани. Это также первый случай, когда в одном месте было раскопано больше каменных фигурок животных, чем людей. Еще один редкий экземпляр – фигурка человека на коленях. У него проколоты уши, а на голове косичка: возможно, он принадлежал к одной из этнических групп. Его руки связаны веревкой. Должно быть, он был рабом или военнопленным. Раскопки в Цзяньша изменили представления об истории Чэнду. Они стали еще одним подтверждением, что у китайской цивилизации множество истоков. Раннее считалось, что история Чэнду насчитывает около 2500 лет. Новые раскопки показали, что город стал политическим и культурным центром более 3000 лет назад. Хотя археологи не уверены, что было назначением Цзиньша, они предполагают, что здесь проводились жертвоприношения или другие ритуалы богослужения. Многие из культурных остатков, как, например, жертвенные сосуды, принадлежащие верховным правителям государства Шу, сильно похожи на раскопанные в Саньсиндуе. По мнению археологов, Цзиньша и Саньсиндуй были очень тесно связаны. Скорее всего, Цзиньша стал политическим и культурным центром после того, как князь царства Шу переехал из Саньсиндуя в Чэнду. 

Резиденция Даи Лю  /大邑地主庄园/ 

Старый дом занимает площадь в 7000 кв. м. Это традиционный китайский архитектурный комплекс, включающий 27 дворов, три сада и около 180 залов и комнат. В резиденции 8 входов. Через главные вороты Вы попадаете в прямоугольный внутренний двор. С западной стороны двора находится вход в особняк. Из него ведут две комнаты: одна задекорирована в традиционном китайском стиле, а другая – в западном. Так что посетители могут обнаружить не только традиционную китайскую мебель, но и диваны, ковры, привезенные из США. В этом смешении стилей отражается особый вкус хозяина дома. С другой от входа находится зал, где хранится портшез, рикша и старый черный Форд хозяина. Автомобиль привезли из США в 1942 году. Через вход Вы попадаете во внутренний двор резиденции, где жил Лю Вэньцай (1887-1949) с женой и четырьмя наложницами. Мебель в доме изготовлена из сандалового дерева, а домашняя утварь – из золота, серебра, слоновой кости и яшмы. Но больше всего бросается в глаза кровать Лю Вэньцая в гостиной. Кровать в 9 кв. м сделана из сандала. А вход в нее украшен изображениями драконов и фениксов. Кровать поддерживают шесть деревянных столбов. Говорят, что изготовление кровати обошлось владельцу в сумму, равную доходу с 7 га земли за год. У хозяина была отдельная комната для курения опиума. Еще одна курильня расположилась в тени сада. Здесь Лю предпочитал курить в летнее время. Он сильно пристрастился к опиуму, поэтому хранил огромное количество зелья в подвалах дома. 

Двор Сбора Ренты находился за домом. В залах вокруг прямоугольного двора находятся 114 фигур. Они словно живые. Фигуры изображают сбор ренты. Этот ужас заставлял страдать крестьян, что и подняло революционный дух. С несправедливостью было покончено в 1949 году, когда была создана КНР. Разглядывая фигуры страждущих, Вы можете почувствовать себя одним из них. Таким образом, более глубоко разобраться в истории той эпохи. 

Самое высокое здание в резиденции – трехэтажный павильон для девушек. Он был построен для трех дочерей Лю Вэньцая. С верхнего этажа открывается прекрасный вид на все поместье. 

Новая резиденция находится в 300 м от старой, которая меньше в 2 раза. Она состоит из 27 дворов, 4 садов, двух теннисных кортов и около 160 залов и комнат. Здесь совмещена китайская и современная западная архитектура. Окна в усадьбе значительно больше, поэтому и лучше естественное освещение. Новая резиденция кажется более приятной и удобной для жизни. Братья Лю Вэньцай и Лю Вэньхуй вместе переехали сюда. А сейчас здесь проводится круглогодичная выставка традиционных костюмов Сычуани. Это стоит того, чтобы увидеть. 

Резиденция принадлежала двум братьям Лю. Сейчас она напоминает о тех старых временах, когда народ эксплуатировали и притесняли. А также эта одна из основных достопримечательностей Сычуани. Резиденция находится в 50 км на северо-запад от Чэнду. В 1980 администрация провинция объявила владения братьев Лю одной из важнейших культурных ценностей. В 1996 году ее внесли в список по охране реликвии на государственном уровне. Особняк был построен Лю Вэньцаем, крупнейшим и богатейшим землевладельцем в Сычуани в 30-40-е годы. 

Телевизионная башня в Чэнду  /成都电视塔/ 

339-метровая башня была возведена в Чэнду 23 марта 2004 года. Она является самой высокой в западной части Китая и 4-я в стране (три другие – Восточная Жемчужина в Шанхае – 468 м, третья по высоте в мире; в Тяньцзине – 415.2 м; башня Центрального ТВ Китая – 405 м). Ее строительство началось в 1992 году, но оно было приостановлено из-за перебоев в финансировании. Работы возобновились в 1998 году. С вершины ТВ башня открывается ошеломляющий вид на весь город. 

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ 

Цзючжайгоу (Ущелье Девяти Оград)  /九寨沟/ 

В северной части Сычуани, на границе с провинцией Ганьсу, находится Цзючжайгоу. Эта захватывающая дыхание альпийская долина была обнаружена лесорубами в 70-е годы. Сейчас она ежегодно принимает около 1 млн. туристов со всего мира. 

Долина расположена в 480 км от столицы провинции. Цзючжайгоу занимает площадь в 720 кв. км. Высота варьируется от 2000 до 3000 м над уровнем моря. Y-подобное ущелье растянулось на 40 км. В 1992 году Цзючжайгоу внесли в список мирового наследия ЮНЕСКО. Здесь обитают курносые обезьяны и гигантские панды. Цзючжайгоу – это природный заповедник с горными пейзажами: снежными вершинами, чистыми озерами и лесами, где можно увидеть тибетские молитвенные круги, флаги и ступы. Но что больше всего удивляет – так это разноцветная вода в 108 озерах, когда во время праздниках тибетские женщины надевают 108 тесемок. Местные географические записи 19-го века говорят: «Вода здесь ярко-зеленая словно изумруд, в ней отражаются деревья и вершины гор». Как точно это описывает здешние красоты! Побывав здесь, Вы непременно согласитесь с этими строками. 

Склоны гор окрашены в различные цвета. Осенью лес становится красно-бурым и желтым. Водопады словно в тумане. Прозрачные озера слегка окрашены в бирюзовые, голубые и изумрудные оттенки из-за содержащихся в воде минералов. Озера различаются по размеру: от 66 га (озеро Лунхай) до 1/20 га. Берега маленьких озер соединяют узкие деревянные мостики. А некоторые из них настолько мелкие, что зарастают травой. Не найдено точного объяснения происхождения озер. Хотя большинство геологов соглашаются, что они образованы дамбами из кальция карбоната, которые нанесли горные потоки. Тибетские придания гласят, что эти озера – осколки зеркала богини Wonuosemo. Тибетцы верят, что в древности в Цзючжайгоу обрушились горы, когда погибли все деревья и цветы, а обитатели ущелья спаслись бегством. Богиня Wonuosemo и бог Dage решили восстановить когда-то прекрасную долину. И снова побежали ручьи, зацвели деревья, птицы вернулись в свои гнезда, а деревни опять заполнились жителями. В конечном счете, боги полюбили друг друга, дав обещание обмениваться подарками. Dage подарил любимой зеркальце, чтобы в нем отражалась ее красота. Но к несчастью, Wonuosemo не удержала подарок, и зеркало выскользнуло из ее рук. Напрасно боги пытались отыскать осколки в долине, проходя мимо прозрачных озер, отражающих облака, леса и горы. Вдруг они поняли, что это и есть остатки подарка. Цзючжайгоу (что значит на китайском ущелье Девяти Оград) было назван в честь тибетского поселения, которое находилось в горной долине. Раньше тибетцы были бедны и изолированы от внешнего мира. Но благодаря наплыву туристов, многие из них стали работать в отелях, ресторанах и продавать сувениры. 

В начале 2002 года фонд Кувейта по развитию экономики арабских стран сделал заем в 5 млн. долларов США на строительство аэропорта Хуанлун в Цзючжайгоу. Ссуда предоставлена на 20 лет, с периодом выплаты в 4 года. К 2010 году аэропорт сможет принимать до 600 000 ежегодно. 

Горы Эмэйшань  /嵋眉山/ 

Горы Эмэйшань (максимальная высота – 3,099 м) расположены в 165 км от Чэнду. С древних времен они притягивали путешественников удивительными пейзажами. Самая высокая вершина – пик Ваньфо, начинается с 500 м и доходит до 3,099 м над уровнем моря. Здесь заметны высотные изменения температуры. Говорят, что в этих горах сосуществуют все времена года, а температура меняется каждые 5 км. На самом деле, в марте, когда у подножья уже распустились цветы, вершина еще закована льдом. А летом, когда внизу душно, то вверху Вас встретит приятная прохлада. Каждый сезон приносит особое очарование в горы Эмэйшань. Весной горы утопают в огненных азалиях. А летом склоны покрыты зеленой травой и деревьями. Осенью лес начинает сбрасывать листву, а зимой все засыпано белым-белым снегом. Он лежит и на крышах древних храмов, и на ветвях деревьях, и на склонах гор. Можно ослепнуть от этого снежного великолепия. Морозы превращают снег в лед, и тогда деревья становятся похожи на «ледяные цветы». Местные легенды говорят, что свое настоящее название Эмэйшань получили за свою красоту. «Эмэй» - это поэтическое сравнение для красивой женщины. По легенде, в одном храме за западными воротами города остановился художник. А в благодарность тот подарил монаху, который его приютил, четыре картины. На каждой из них была изображена прекрасная девушка. Художник сказал монаху, что после его отъезда картину необходимо спрятать в стволе дерева на 49 дней. Но монах был слишком поражен красотой, чтобы прислушаться к предупреждениям. И немедля развесил их на стене. Когда он вечером вернулся в храм, девушки громко смеялись в зале, а изображения с картин исчезли. Как только монах понял, что это и есть девушки с портретов, они выбежали из комнаты. Погнавшись им вслед, он только и успел схватить за юбку одной из красавиц. А она неожиданно превратилась в гору. Другие девушки тоже последовали ее примеру. Так объясняется, почему три вершины гор Эмэйшань находятся близко друг к другу, а одна – чуть в стороне. 

Эмэйшань – это не просто высокие горы. Здесь человек может осознать, насколько все мелочно и как он незначителен среди этих вершин. Испокон веку китайцы верят, что природа таинственно влияет на характер человека. А горы - это часть природы. Также традиционно считалось, что бессмертные находят свое пристанище в горах. 

На склонах Эмэйшань, как и других священных гора (Утайшань в Шаньси, Цзюхуашань в Аньхуй и Путошань в Чжэцзян), расположено огромное количество храмов. Более 2000 лет назад буддизм попал в эти места. Здесь было построено около 30 храмов, 10 из которых обладают особенностями, присущими только Эмэйшань. 

Горы Эмэйшань стали последним убежищем Чан Кайши, когда он боролся против захвата Китая Японией с 1937 по 1945. 

Храм Баого (высота – 550 м)  /报国寺/ 

Храм строили с 1573 по 1620 годы во время династии Мин. Его реставрировали во время правления императора Канси (1662-1722). Он является ярким примером храмов Эмэйшань. Здесь находится Ассоциация Буддизма Эмэйшаня. Внутри храма находится 7-метровая бронзовая башня. В ней выгравировано 4700 изображений Будды и сутры хуаянь. Наибольшую ценность представляет огромная фарфоровая статуя Будды. Ее изготовили в 1415 году в городе Цзиндэчжэнь, провинция Цзянси. Это город известен, как столица производства фарфора в Китае. 

Павильон Цинъинь (Чистого Звука) (на высоте 710 м)  /清音阁/ 

В окружении зеленых утесов, в 15 км от храма Баого, расположен павильон Чистого Звука. Он был построен в 4 веке. С одной стороны стремительно бегут воды рек Черного и Белого Драконов. Через них параллельно друг другу расположены два моста. Потоки двух «драконов» сливаться в один ниже павильона и с грохотом ударяются о камень в форме бычьего сердца. От удара создаются миллионы брызг, которые в солнечном свете образуют радугу. Между двумя отвесными скалами перекинута узкая доска, а внизу ущелья клокочет поток Черного Дракона. 

Хунчуньпин  /洪椿坪/ 

Преодолев еще 10 км, можно добраться до Хунчуньпина (на высоте 1120 м), горной долине с густыми лесами и зарослями бамбука. Обычно утром здесь моросит, так что это идеальное место, чтобы отдохнуть от летней духоты. Подъем по узким горным тропинкам воскрешает в памяти туристов пейзажи китайских художников. 

Храм Божественного пика  /仙峰寺/ 

В этом храме (на высоте 1752 м) разводят редкие растения, чьи белые цветы с двумя пестиками напоминают крылья голубей. За это их прозвали «голубиными деревьями». Позади храма находится пещера, в которой могут разместиться несколько десятков тысяч человек. 

Пруд Купания Слона  /洗象池/ 

Еще 14 км – и Вы добрались до пруда Купания Слона (на высоте 2070 м). По легенде, когда Пусянь или Самнтабхабра взбирался на Золотую вершину на слоне, он останавливался здесь, чтобы искупать своего любимца. Лунный свет, пробиваясь сквозь густую листву, кружевом отражается на зеркальной поверхности пруда. Пусянь был правой рукой Сакуамуни, основателя буддизма. В горах Эмэйшань он достиг просвещения. Обычно его изображают верхом на слоне. На склонах гор вокруг пруда обитают обезьяны. Как маленькие попрошайки, они протягивают ладони в надежде, что туристы угостят их. Если Вы продемонстрируете пустые руки, они спокойно позволят Вам пройти. Только самые беспардонные из них хватают путешественников за одежду. Местная администрация снабжает их питанием круглый год. 

Золотая Вершина  /金顶/ 

Стоит забраться на высоту в 3007 м, чтобы насладиться удивительным видом, который открывается с Золотой Вершины. Отсюда отлично просматриваются и реки Миньцзян, Цинъицзян и Дадухэ, похожие на яшмовые пояса, и заснеженные вершины, которые трудно разграничить с небесами. На рассвете облака собираются на востоке и окрашиваются в пурпур. Неожиданно яркий луч свет пробивается сквозь пелену – так начинается новый день. К полудню лучи, проходя сквозь облака, образуют круг из различных цветов: фиолетового, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, индиго… Это знаменитый «ореол Будды» Эмэйшаня, который создается преломлением солнечного света в тумане. Три чуда гор Эмэйшань – рассвет, венец Будды и море облаков. 

Храм Фуху (на высоте 630 м)  /伏虎寺/ 

Это крупнейший женский монастырь в горах Эмэйшань. Он расположен в тени древних деревьев. За то, что на его крышах нет ни одного опавшего листочка, его прозвали «храм, где нет грязи». Первоначально он был построен при династии Тан (618-907), но в 1651 году храм был перестроен. 

Храм Ваньнянь (на высоте 1020 м)  /万年寺/ 

Храм Десяти Тысяч Лет был построен при династии Цзинь (265-420). Его считают старейшим в Эмэйшани. Священный покровитель этих гор – Пусянь. В честь него и был возведен этот храм. Над квадратным залом расположен огромный купол. Зал построен только с использованием камня и кирпича. Внутри находится бронзовая статуя Пусяня верхом на слоне с 6 бивнями, а под его ногами растут лотосы. Как минимум три пожара случились в храме с тех пор, как установили статую в 10 веке. Но каждый раз 62-тонная статуя избегала разрушения. Иногда после обеда здесь можно увидеть «ореол Будды». Во времена династии Цин и Мин преданные буддисты, веря, что ореол – это приглашение в тот мир, сбрасывались с отвесных скал. Поэтому власти решили установить ограду, чтобы предотвратить суициды. Сейчас, когда сотни тысяч туристов посещают Эмэйшань, трудно назвать эти горы уединенным местом. Но в любом случае, Вы можете насладиться прекрасными видами за 2-дневную прогулку по узким тропинкам. Склоны покрыты елями, соснами и кедрами. Высокие утесы и глубокие ущелья, бабочки и азалии создают особое очарование. В горах Эмэйшань произрастает более 3200 видов растений, 1600 из которых имеют медицинскую ценность. Богатство флоры создает идеальное место обитания для животных. Здесь обитает 2300 видов животных, а 29 из них находятся под защитой государства – гигантская панда, малая панда, обезьяны и т.д. Управленческий Комитет гор Эмэйшань вложил более 1 млн. юаней (120 000 долларов США) в строительство 10-гектарной заповедной зоны для обезьян с павильонами и 400-метровой дорожкой. Она находится на высоте 750 м, но добраться туда можно и общественным транспортом. Чтобы обезьяны не преграждали Вам путь, всего лишь, протяните им пустую ладонь, так они убедятся, что у Вас нет еды. 

Здесь также обитают редкие виды лягушек, которые могут издавать звуки, похожие на цитры. Согласно легенде, лягушки когда-то были прекрасными богинями, которых завлекли в храм проповеди монаха. Если Вам повезет, Вы услышите пение лягушек в пруду храма среди цветущих лотосов. 

Обычно в Эмэйшань добираются через Чэнду. От города до подножья автобус едет 1.5 часа. И еще полтора часа потребуется, чтобы достичь храма Цзеинь (на высоте 2640 м). А на вершину Вас за определенную плату доставят носильщики. 

Конференция буддийских монахов в горах Эмэйшань 

/峨眉山首届传戒大法会/ 

За 34 дня с 18 марта по 20 апреля 2001 года в горах Эмэйшань было проведено 10 грандиозных церемоний для подготовки монахов. Первая такого рода церемония проводилась буддийской ассоциацией Китая еще в династию Цин. В 2001 году 700 монахов со всей страны, в том числе и с Тайваня, а также более 1000 мирских буддистов участвовали в церемониях. Как одни из 4-х священных гор, Эмэйшань были включены в список Мирового Наследия ЮНЕСКО. Своим богатым буддийским наследием Эмэйшань привлекала тысячи посетителей в древности. Но и сейчас интерес к ней не угас. 

Гигантский Будда г. Лэшань  /乐山大佛/ 

Огромный Будда Майтрея вытесан в скале, обращенной к слиянию трех рек: Миньцзян, Цинъицзян и Дадухэ. Скала находится на западном склоне горы Линъюньшань. По легенде, знаменитый монах Хайтун династии Тан (618-907) часто видел, как в водовороте рек переворачиваются лодки. Кораблекрушения в этом месте было привычным явлением. Желая защитить лодки и смягчить непокорные потоки, монах дал обет возвести Будду Майтрея. Он приложил много усилий, чтобы собрать средства на строительство. Так самый большой Будда в мире строился 90 лет с 713 по 803 годы в эпоху Тан. Местная пословица гласит: «Гора – это Будда, Будда – это гора». Его высота 71 м. Высота головы – 14.7 м, а ширина – 10 м. Всего насчитывается 1021 завитушка волос на его голове, каждая из которых – 40 см в диаметре. Ширина плеч составляет 28 м, а в ушной раковине могут поместиться два человека. Длина его большого пальца равна 1.6 м, а на подъеме стопы можно усадить около 100 человек. Для удобства посетителей была построена дорожка Девяти Поворотов. Она состоит из 250 каменных ступенек. Спускаться по ним опасно, но это того стоит. Рядом с тропой находится павильон, где посетители могут спокойно отдохнуть, а также полюбоваться на лицо Будды. В 1996 году ЮНЕСКО внесло Будду в список мирового наследия. 

С момента постройки, в течение 500 лет огромная семиэтажная деревянная конструкция защищала Будду от непогоды. Но в конце династии Юань она была разрушена. Так с 15-го века Будда остался открытым для дождей и ветров. Через годы на каменной статуе стали появляться растения, а лицо, шею, плечи и ноги стали забрасываться мусором. Воды трех рек подмывали основание в форме лотоса под ногами Будды. В основание было обнаружено 30 отверстий. 

Работы по восстановлению Лэшаньского Будды были закончены 30 апреля 2001 года. В исторических записках зафиксировано несколько реставраций статуи. В 2001 была проведена 6-ая после 1914 года. Ее дважды ремонтировали в 90-е. Из-за эрозии и загрязнения окружающей среды, лицо Будды стало грязным, а некоторые части тела заросли сорняками. Местный департамент туризма нанял 40 рабочих, специализирующих на реконструкциях, чтобы восстановить былое величие Будды. Во время работ они применяли только традиционные материалы, которые использовались и при его строительстве. В проект было вложено 700 000 долларов США. Они были взяты в долгосрочный беспроцентный кредит у Всемирного Банка. Годовой план включал очистку от мусора и сорняков головы, восстановление «кожи головы» и заливка цементов расщелин. После очистки лица, шеи и груди Будды, рабочие восстановили разрушенные части и зашпаклевали поверхность под цвет кожи. Плечи были покрыты красным раствором. Но реставрация была только частью работ по сохранению Будды. Он подвергался разрушению и со стороны промышленного развития территории. Деятельность человека тоже внесла свою лепту в разрушение поверхности статуи. С 1995 года производства, загрязняющие окружающую среду, были перенесены, а деятельность ресторанов магазинов стало контролироваться. Также ограничили передвижение водного транспорта по реке. Местная администрация решила построить автомагистраль недалеко от Будды. Работы также включали очистку речной воды. В общем, в проект было вложено 500 млн. юаней (60 млн. долларов США).

Было установлена высокотехнологичная система мониторинга для защиты высочайшего в мире Будды. Система не только предупредит пожар или наводнение, но и действия человека. Установка была завершена в 2002 году. На нее было потрачено 2 млн. юаней (240 000 долларов США). В 2001 году администрация Лэшаня вложила 6 млн. юаней (730 000 долларов США) в улучшения системы безопасности статуи. Водопроводная система доставляет воду из реки на гору, чтобы не только орошать зеленные насаждения вокруг статуи, но и использоваться в случаи пожара. Ежегодно более 2 млн. посетителей со всего мира приезжают посмотреть на Будду, тем самым, добавляя около 700 млн. юаней (84 млн. долларов США) в бюджет департамента туризма Лэшаня.

2 сентября 2002 года была завершена реконструкция платформы, на которой стоит всемирно известный Будда. Также были обустроены проходы для посетителей. Этот проект стоил 30 млн. долларов США, 2 млн. из которых – кредит Всемирного Банка. Эрозия и ежегодное паломничество туристов привело к тому, что в платформе образовались 10 трещин, самая большая из которых достигала 4.7 м в глубину. В ходе работ платформа расширилась на 120 кв. метров, так что площадь ее достигла практически 300 кв. м.

Раскопки Саньсиндуй в Гуанхани  /广汉三星堆遗址/ 

Древние руины находятся в верхнем течении Янцзы. Здесь зарождалась китайская цивилизация. Руина Саньсиндуя в Гуанхане, в 40 км от Чэнду, относятся к древнему государству Шу. Их возраст составляет 3000-5000 лет. Крестьяне, раскапывая канаву, неожиданно обнаружили остатки древней культуры в 1929 году. С тех пор было извлечено более 10 000 предметов. Это стало одним из самых удивительных археологических открытий в 20-м веке. По мнению специалистов, в Саньсиндуе было несколько древних поселений с отличительными культурными особенностями. Уникальные изделия из яшмы, обнаруженные здесь, позволяют утверждать, что жившие здесь 3700-5000 лет назад контактировали с группами, населявшими нижнее течение Янцзы.

Саньсиндуй 3000 лет назад был достаточно влиятелен в царстве Шу. Здесь изготавливали великолепные бронзовые изделия. У них были многочисленные связи с населением центральной и восточной частей страны. Обнаружение Саньсиндуя позволило утверждать, что происхождение китайской цивилизации не однородно. Чэнь Сяньдань, директор Сычуаньского провинциального музея, сказал, что Саньсиндуй перевернул представления о китайской истории. До его обнаружения считалось, что истории Сычуани не более 3000 лет. Но сейчас стало очевидно, что цивилизация здесь появилась более 5000 лет назад. Чэнь занимался исследованиями Саньсиндуя с 1980 года. В 1986 году он и его коллега принимали участие в раскопках, когда были обнаружены две огромные жертвенные ямы. Их открытие стало важнейшей находкой в Саньсиндуе с момента его обнаружения. Там находились изделия из бронзы, золота, яшмы и мрамора, керамика, инструменты из костей, а также огромное количество ракушек и 800 бронзовых остатков. Раскопки в Саньсиндуе требуют участия и геологов, экологов, гидрологов и других ученых. В будущем археологи надеются разгадать тайны, откуда привозили сырье для изготовления бронзовых изделий и почему цивилизация исчезла.

Храм Баоэнь  /报恩寺/ 

Храм Баоэнь – это один из крупнейших храмов в уезде Пинъу Сычуани и хорошо сохранившихся в Китае. Его строили с 1440 по 1460 во время правления минского императора Инцзуна (1427-1464). Он протянулся на 278 м с востока на запад и на 100 м с юга на север. Большинство построек сохранилось в первоначальном виде. Монастырский комплекс обладает рядом архитектурных особенностей: например, глазированная черепица на крыше, что больше характерно для императорских построек Северного Китая. В благодарность за то, что император разрешил построить храм, его назвали «Баоэнь», что значит «отвечать благодарностью». В 1956 году администрация провинции объявила храм одной из важнейших культурных реликвии в Сычуани. А в 1996 году Храм стал охраняться уже на государственном уровне. Он находится в 32 км на северо-восток от Чэнду. Перед храмом есть огромная площадь, на которой установлены две 7-метровые колонны Dharani. Dharani – это буддийский монумент, который появился в период династии Тан. Он представляет собой шестиугольную колонну, на которой выгравированы буддийские сутры и изысканные орнаменты. Каменные ступени ведут к террасе, где расположен вход в храм. Он смотрится более импозантным, чем даже огромные храмы Северного Китая. На двухскатную крышу бросают тень кипарисы. Два божества, охраняющие вход, выполнены из раскрашенной глины. Планировка типична для большинства китайских буддийских храмов. Основные залы построены вдоль вертикальной оси, а второстепенные и другие постройки – вдоль горизонтальной. Постройки соединены с помощью галерей, а между ними образуются прямоугольные дворики. Вход расположен на вертикальной оси, которая проходит с востока на запад. После него находятся Зал Небесного Императора, Главный зал и зал 10 000 Будд. Через пруд между входом и залом Небесного Императора перекинуты три каменных мостика. Своей изысканной резьбой на перилах они напоминают мосты перед Тяньаньмэнь в Пекине, только меньше по размеру. В южной части двора установленная 13-метровая колокольная башня. Крышу с двойным карнизом поддерживают 16 деревянных столбов. В башне два железных колокола, что достаточно редко, обычно их оснащают лишь одним. Больший колокол (5 тонн) отлили в 1446 году, а меньший (2.5 тонны) изготовили в 1472. Исторические записи зафиксировали, что в 1470 территория пострадала от сильного землетрясения. После него башня стала крениться назад. Чтобы уравновесить башню, подвесили малый колокол на передней балке. В зале Небесного императора хранятся глиняные статуи 4 Небесных Императоров, воинов, сопровождающих Будду. На потолке изображены разноцветные цветы. Двухскатная крыша покрыта черной и зеленой черепицей. Сверкая под голубым небом, крыша производит неизгладимое впечатление. Также заметны dougong, кронштейны, поддерживающие крышу. Dougong расположены на верхушке столбов, на которых держатся перекладины крыши. Их функция – переносить вес горизонтальных частей конструкции на вертикальные. Благодаря подобной конструкции, традиционные деревянные постройки в Китае сохраняются веками. В общем, было использовано 48 видов и 2200 комплектов dougong при постройке храма, за что он и заслужил репутацию «музея dougong». На вертикальной оси между залом небесного Императора и Главного зала расположены друг напротив друга залы Дабэй и Хуаянь. В центре зала Дабэй, на троне в форме лотоса установлена 9-метровая золотая статуя богини Гуаньинь, у которой 1004 руки и глаза. Тело богини вырезано из nanmu (лунный nanmu – это особый вид, который славится своим необычным запахом: он отгоняет летом комаров). Многорукая богиня похожа на раскрывшийся цветок.

В зале Хуаянь находится zhuanluncang. Он представляет собой восьмиугольную деревянную конструкцию, которая вращается вокруг центра зала. Она все еще подвижна. Вокруг нее установлены 4 деревянных столба, которые обвивают четыре 7-метровых золотых дракона. Драконов в храме бесчисленное количество, ведь это символ власти императора.

Главный зал – это основная постройка в храме. Крыша его покрыта зеленой черепицей, а потолок украшен разноцветными орнаментами. В центральной части находятся 3 статуи Будды из позолоченной керамики. Перед лотосовым троном центрального Будды, на 2-метровой деревянной доске написано: «Долголетия императору!» Внутренние стены зала украшены фресками. На них изображены 12 различных Будд. За тремя статуями изображены три Будды верхом на белом слоне, на зеленом льве и золотом единороге. Во дворе между Главным залом и залом 10 000 Будд построены два восьмиугольных павильона. На каждом из 16 карнизов павильона подвешено по колокольчику. Они мелодично звенят при легком ветерке. Зал 10 000 Будд – последнее здание в вертикальной оси. Его высота составляет 24 м. Стены двухэтажного павильона покрыты 300 кв. м удивительных фресок. На них изображены десятки 3-метровых Будд. Они считаются одними из лучших фресок династии Мин, благодаря интересной композиции, плавным линиям и богатым краскам.

Гора Четырех Девушек (Сыгуняншань)  /四姑娘山/ 

Горы Сыгуняншань не менее прекрасны, чем их удивительное имя. Они расположены в уезде Сяоцзинь Тибет-Цянского автономного округа, что на западе Сычуани. Горы стоят вдали друг от друга, напоминая четыре тибетские красавицы в белых шарфах. По легенде, много лет назад в этих местах жил бог гор Балан. И было у него четыре дочери. Злой дух был поражен красотой дочерей Балан и возжелал жениться на них. Так он решил вызвать их отца на поединок. Если он выиграет, то заберет с собой девушек. Бог гор был убит в дуэли. А его дочери сбежали и неожиданно умерли. Так их тела превратились в горы Сыгуняншань, а отец стал г. Баланшань. В другой истории рассказывается, что девушек спас охотник, и они превратились в духов гор.

Горы Сыгуняншань включают 4 вершины, ущелья Шуанцяо, Чанпин и Хайцзы. Их называют «восточными Альпами». Их высота достигает 6,250 м. Круглый год вершины покрыты снегом. Под голубым небом и белыми облаками черные скалы и чистые реки утопают в зелени и цветах.

Ланчжун  /阆中/ 

Ланчжун, маленький городок в северной части Сычуани, известный своей древней архитектурой, планируется внести в список мирового наследия ЮНЕСКО. Администрация провинция приняла решение инвестировать 300 млн. юаней (37.5 млн. долларов США) в сохранение первоначального облика многовекового города. Из 860 000 жителей около 30 000 человек проживают на старинных улочках. Поэтому около 10 000 из них были переселены, чтобы сохранить реликвию. Все здания, не сочетающиеся с постройками древнего города, были снесены.

С одной стороны города находятся горы, а с другой протекает р. Цзялинцзян (приток Янцзы). История Ланчжуна насчитывает более 2300 лет. Горы, река и черная черепица крыш создают истинно китайскую атмосферу. Гуляя по узким мостовым, посетители могут познакомиться с архитектурой прошлых династий. 92 старинные улицы города, главным образом, были построены в эпоху Тан и Сун. А более 1000 древних домов было возведено при династиях Мин и Цин. Старый город охватывает площадь в 1.5 кв. км. Планировка улиц Ланчжуна похожа на шахматную доску. Большинство старинных домов обращены на север: с фасада часто расположены магазины, а с тыльной – жилые помещения. С помощью деревянных шестов карнизы магазинов выступают на два метра вперед: здесь пешеходы могут спрятаться от дождя или палящего солнца. В городе еще сохранились четырехугольные дворы. Окна украшены орнаментами из цветов, птиц и животных. Кроме эстетики, они функциональны – комнаты становятся светлее. С периода Воюющих Царств (475-221 гг. до н.э.) правители различных династий считали Ланчжун важнейшим стратегическим форпостом на Юго-западе Китая. Князья, члены императорской семьи и чиновники, останавливавшиеся в Ланчжуне, восхищались архитектурой города, построенного по принципам фэншуя. В наше время Ланчжун является одним из 4 крупнейших и хорошо сохранившихся древних городов Китая (три других – Шэсянь в Анхуй, Лицзян в Юньнань и Пинъяо в Шаньси).

Храм памяти Чжан Хуанхоу  /张桓侯祠/ 

Храм находится в старом городе. Он был построен в честь Чжан Фэя ("-221), прославленного генерала периода Троецарствия (220-280). После 195 лет правления династии Восточная Хань Китай распался на три царства – Вэй, Шу и У. В борьбе за власть над всей страной три царства увязли в не прекращаемых войнах, о которых слагали бесчисленное количество героических историй по всему Китаю. Имя Чжан Фэя стало синонимом храбреца. Названный брат Лю Бэя (161-223, правил 221-223), Чжан Фэй помог ему основать царство Шу. Чжан Фэй в течение семи лет (214-221) управлял Ланчжуном. В 220 году был убит Гуань Юй, названный брат Лю Бэя и Чжан Фэя. Тогда в отместку Чжан Фэй предпринял карательную экспедицию в царство У. Он должен был объединить свое войско с 10 000 бравых солдат Лю Бэя на территории современного Чунцина. Но до соединения он приказал двум своим приближенным генералам снять траур по Гуань Юй через три дня. Те в страхе перед жестоким наказанием за невыполнение приказа убили спящего Чжан Фэя. Он был захоронен в Ланчжуне и был посмертно удостоен титула «Хуаньхоу». А местные жители построили храм в память о храбром генерале. За 1700 лет своего существования он много раз перестраивался. Сейчас храм сохранил облик после реставрации в эпохи Мин и Цин. Он занимает площадь в 10 000 кв. м. Храм состоит из ворот, мемориального входа, залов, флигелей, мавзолея и сада. Здесь хранятся более 4000 культурных ценностей.

Как и в других частях Сычуани, пища в Ланчжуне, главным образом, острая. Город славится особым рецептом приготовления говядины, это блюда часто называют «говядина по-чжанфэйски». Сверху оно черное, а внутри – красное. По легенде, кожа Чжан Фэя была темная, но внутри скрывалось горячее сердце.

Столица ликера – Ибинь  /酒城 - 宜宾/

Ибинь – это особый город в провинции Сычуань. Для китайцев слово «ибинь» - это синоним одного из самых известных ликеров в стране, Улинъе. Ликер известен уже более 600 лет. Ибинь является крупнейшим производителем ликера в Китае. Его часто называют «столицей ликера». Это первый город в верхнем течении Янцзы. Он находится возле слияния двух рек Миньцзян и Цзиньшацзян. 

Для археологов остается загадкой, кто поместил могилы людей Бо в скалы на высоте 26-200 м и почему. В Ибине жили люди Бо, предшественники династии Цинь (221-206 гг. до н.э.). Здесь находятся семь участков фантастического каменного леса и 260 мистических карстовых пещер. Для исследователей этнической культуры и костюма Ибинь интересен как место крупнейшего в Сычуани поселения национального меньшинства Мяо. Население более 30 000 человек сохранило этнические костюмы и народные традиции. Это город в южной части провинции также славится 120 кв. км бамбуковых зарослей. Их часто называют «бамбуковым морем». В 19 км от центра города находится поселение Личжуан, где сохранились древние постройки. Его история насчитывает более 1000 лет. Здесь до сих пор сохранился оригинальные здания эпох Цин и Мин. Даже названия улиц не изменились. 2-6 метровые в ширину улицы замощены зеленым камнем. Все старинные здания построены из дерева. А местные жители до сих пор используют два колодца, вырытых более 100 лет назад. 

Top



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Марки и рейтинг декоративной косметики Компетентно Самые лучшие подарки цитаты

Маски древних красавиц Маски древних красавиц Маски древних красавиц Маски древних красавиц Маски древних красавиц Маски древних красавиц

Похожие новости